Определенную пользу принесет комплексное укрепление мышц ребенка. Однако это является общей поддерживающей мерой, а не способом полноценного исправления плоскостопия у детей, поэтому ее возможности ограничены. К общеукрепляющим методам относится следующее.
- Лечебная физкультура (ЛФК) со специальным комплексом упражнений.
- Дозированные ежедневные физические нагрузки, в том числе гимнастика.
- Физиотерапия.
- Массаж.
- Контроль массы тела.
Отдельно затронем вопрос о том, может ли неправильно подобранные ботинки привести к формированию плоской стопы и способны ли исправить уже имеющиеся нарушения ортопедические стельки и обувь?
Ответ на оба вопроса — «нет». Свод стопы и ее форма обусловлены генетически, обувь не способна повлиять на нее.
Единственное исключение — когда девочкам в Китае ломали и потом туго бинтовали ступни, чтобы получить миниатюрную ножку «лотос».
В обычной жизни ребенок не ходит обутым 24 часа в сутки. Обувь выполняет роль «одежды для ног» — защищает от воздействия окружающей среды, и другой функции у нее нет!
Даже «серьезные» ортопедические варианты (жесткий высокий берц, каблук под вальгус/варус, несгибаемая выкладка внутреннего свода) не могут профилактировать плоскостопие.
Здесь можно провести аналогию с кистью руки. Арка ладони никак не изменится от того, будет ли ребенок носить варежки (где пальцы вместе) или перчатки (где они по отдельности). Потому что, как писалось выше, плоскостопие запрограммировано природой.
Обувь должна соответствовать лишь небольшой перечню критериев.
-
Подходить по размеру (допустимый зазор до 1 см). Чтобы его измерить, ребенок встает на листок бумаги, родители обводят карандашом подошву, замеряют длину и ширину стопы.
-
Быть удобной: с мягким невысоким супинатором или без него, неузкой, не натирающей.
-
Иметь сгибающуюся подошву (несгибающиеся варианты подойдут на время занятий теннисом).