Систематический обзор за 2020 год от Международного журнала поведенческого питания и физической активности выявил взаимосвязь между избирательностью в питании и родительскими ожиданиями. Авторы построили концепцию замкнутого порочного круга, когда родительские мысли относительно питания ребенка провоцируют неэффективные техники кормления, что еще больше усугубляет привередливость ребёнка.
Причем родительская позиция в разных исследованиях была разная. Кто-то из родителей был уверен, что повлиять на ситуацию невозможно и "малоежке" не помочь, другие, наоборот, испытывали уверенность, что родитель может влиять на регуляцию чувства голода и насыщения. И тот, и другой взгляд на проблему провоцировали повышение контроля, принуждение в кормлении, ухудшение эмоционального климата в семье.
Так что же делать, если вы регулярно сталкиваетесь с отказами ребёнка, его желанием есть только определенные блюда в конкретной сервировке?
Для начала постараться успокоиться и поверить, что дефицит питания не возникает мгновенно. Можно составить список всех-всех продуктов, которые ребёнок ест за неделю и распределить их по пищевым группам. Скорее всего там будет больше, чем "ничего". Если там больше 10 продуктов, то это уже даёт вам время для маневров. Если же в рационе ребёнка 25-30 продуктов, можете дальше не читать — у ребенка все в порядке.
Следующим важным шагом может стать практика снятия ярлыков. Как ни странно, но если ребенку постоянно повторять, что он — "привереда" и "малоежка", он в это поверит и будет соответствовать. Мы, как взрослые, никогда не можем быть на 100% уверены, когда наш ребёнок будет готов попробовать что-то новое. Дети меняются постоянно, и шансы на введение нового продукта есть всегда.
Используйте подход "добавлять, а не давить". Будет здорово, если у ребёнка будет понятный режим кормления с возможностью проголодаться. Ведь, если ребёнок постоянно пьёт молоко, сок, грызёт сушки, то зачем ему пробовать новое?
Важный для введения продукт можно положить на соседнюю тарелку, а можно рядом со знакомой едой. И дать ребёнку понять, что несмотря на вашу заинтересованность, вы не настаиваете на том, чтобы он его съел. Не стойте над ребёнком, не пытайтесь его подкупить. Лучше проявите последовательность и продолжайте предлагать многократно, в разных формах подачи. Иногда нарезать продукт палочками, а не кубиками — уже может дать результат.
Если вы понимаете, что устали и не справляетесь, обратитесь за помощью к специалисту.